В Самаре завершился очередной сезон профориентационной программы «ЛюбиДелай»
В Самаре прошел фестиваль «Qubit», в котором в онлайн-формате приняли участие почти 500 школьников. Мероприятие было адресовано старшеклассникам, их родителям и педагогам и направлено на их знакомство с профессиями будущего, отвечающими запросам и талантам каждого. Фестиваль стал итогом программы профориентации «ЛюбиДелай», ежегодно организуемой в Самарской области компанией «SmartCourse» при поддержке Фонда Арконик.
В этом году в программе приняли участие 20% школ региона, их педагоги стали для учащихся наставниками не только в области предметных знаний, но и в выборе будущей профессии. Старт программы «ЛюбиДелай» в Самарской области состоялся в январе 2020 года. С началом пандемии участники продолжили обучаться в онлайн-режиме. Стремление завершить программу с пользой для каждого ученика стало мощной мотивацией для педагогов. Многие из них надеются пройти программу вновь в будущем году, чтобы максимально эффективно применить все инструменты в живом общении со школьниками. «Спасибо за информационный материал, очень интересный и познавательный. Надеюсь, что на следующий год буду участвовать в полном объеме», - поделилась намерениями Юлия Немцова, учитель ГБОУ СОШ № 11 г.о. Кинель.
«Большой плюс программы - её простота. Она хорошо подходит для педагогов, не подготовленных к профориентационной работе. Для меня, опытного профконсультанта, было важно посмотреть на профориентацию с другой позиции: другая логика, другие акценты. Много сделала для себя открытий», - отметила Ирина Емельченкова, педагог МКУ г.о. Самара «Молодёжный центр «Самарский».
Важной частью фестиваля «Qubit» стала итоговая сессия педагогов – участников программы «ЛюбиДелай». На ней учителя делились тем, как школьники подходят к вопросу профориентации сегодня, что изменилось в приоритетах при выборе профессии. Компанией «SmartCourse», организующей программу «ЛюбиДелай» по всей России, были представлены результаты исследования, проведенного в этом году на платформе компании «Skillfolio» среди порядка 900 школьников региона:
- При общей сохранности запросов на осознанный выбор профессии, школьники и их родители еще больше усилили тренд выбора в пользу «цифры». Рост интереса к онлайн-форматам обучения, открытие новых возможностей построения индивидуальной образовательной траектории привели к выбору в пользу профессий, объединяющих компетенции и навыки, еще недавно казавшиеся взаимоисключающими.
- Одним из главных трендов формирования рынка труда стало появление профессий, сочетающих в себе несколько предметных областей и компетенций из разных отраслей науки и практических знаний. «Гуманитарии» и «технари» как критерии профориентации уходят в прошлое. Их место занимают возможности STEAM - профессий, позволяющих найти себя на современном рынке. Подобный подход сегодня является не только новаторским, но и для многих будущих профессионалов жизненно важным.
- Профориентационный запрос среди учеников и родителей сегодня все также активен, но взгляд в будущее стал сдержаннее. Если раньше при выборе профессии будущие абитуриенты стремились увидеть себя в профессии через десять лет, то сейчас столь далекие горизонты перестали быть критерием выбора. Стало важно то, что будет завтра, в ближайшее время.
- Изменился масштаб выбора места обучения. Школьники и родители стали искать учебные заведения в своем регионе. Следуя принципу «актуальное – рядом», родители все чаще ориентируют детей на ВУЗы Самарской области, позиционируя родной регион как лучший для выстраивания образовательной траектории.
- Выбор в пользу качества без потери ощущения внутреннего комфорта, поиск компромисса между склонностями и требованиями эпохи «цифры», намерение учиться дома – то, что, по мнению и опыту участников программы «ЛюбиДелай», определяет выбор профессии школьниками сегодня, формирует позицию родителей как главных ориентиров для многих будущих абитуриентов.
Профориентация школьников – важная часть национального проекта «Образование». Работа по направлениям выбора будущей профессии ведется в рамках технопарков «Кванториум», движения «Молодые профессионалы», в профориентации активно участвуют ВУЗы и заинтересованный в целевых кадрах бизнес. Но главным помощником в выборе профессии по-прежнему остается школа. Именно поэтому важно, чтобы педагоги не только владели инструментами осознанного выбора профессии, но и умели их применить в профориентационной работе, передать ученикам технологии самоопределения и знания в сфере новых профессий.