«Судьба моей семьи»
ученица 9 «В» класса
Семенова Анастасия
Самара, 2002 г.
Если представить себе историю страны как могучую полноводную реку со своими отмелями и перекатами, то история каждой семьи, из которой состоит ее народ, - это ручеек... Кто-то может проследить (счастливец!) самое его возникновение, рост и все извивы... Кто-то знает только его сегодняшнее течение...
Мне повезло: в нашей семье бережно передается из поколения в поколение подлинная история семьи и ее легенды. Сохранились каким-то чудом старинные фотографии моих предков. С плотных коричневых картонов пытливо глядят на меня мои прапрадеды, словно спрашивая: а каково живется вам сегодня? Что вы сумели сохранить хорошего, от чего отказались, что добавили своего? И я не всегда могу дать ответ...
Честно говоря, я как-то не задумывалась раньше: а отразилась ли судьба моей семьи в судьбе страны? Теперь, сопоставив известные мне факты, могу с уверенностью сказать: да, отразилась.
Начну с самых «древних» известных мне примеров. Самая старая фотография над столом моей бабушки (маминой мамы) датируется 70-ми годами XIX века. Это священник в камилавке, уже старый, со спокойным и усталым лицом - о. Николай Пляскин, отец моей прапрабабушки, т.е. мой прапрапрадед! (фото 1) Он жил в Сибири и был в своем приходе настоящим миссионером: крестил бурят, учил их землепашеству и огородничеству и вообще славился добрыми делами. Его сестра Надежда после учительских курсов пошла «в народ», учила крестьянских ребятишек; состояла в организации «Земля и воля». А на большом снимке она со своими братьями и сестрами (в белом платье с кружевами, у рояля справа) - совсем как Маша или Ирина из чеховской пьесы «Три сестры»! (фото 2)
Пришло первое испытание XX века - Первая мировая война. Никто из сражавшихся членов семьи не погиб, пал смертью храбрых лишь жених сестры моего прадедушки, Елизаветы Михайловны. И - так были они воспитаны - она больше никого не полюбила, стала учительницей русского языка и литературы в одной читинской школе и проработала там всю жизнь - дети ее очень любили. Она была награждена орденом Ленина. А у одного из братьев ее, моего прадеда Дмитрия, судьба сложилась трагически. Он рано начал писать стихи, их даже печатали в столичных журналах. С приходом революции вступил в партию большевиков. Но тут на Дальнем Востоке и в Забайкалье образовалась РВД, и власть перешла к японцам. Кто-то выдал их, и Дмитрия пришли арестовывать, но у него было оружие, и он застрелился; было же ему 20 лет... Говорят, в Читинском краеведческом музее есть уголок, посвященный ему.
Мои предки из поколения в поколение были простыми русскими интеллигентами: учителями, врачами, инженерами. Им повезло. Политикой они не занимались, раскулачиванию не подлежали. Когда требовалось, честно исполняли свой долг. В Великую Отечественную войну работали в госпиталях и воевали на дальнем Востоке. Конечно, многое из далекого прошлого стерлось даже из памяти моей бабушки,Ольги Михайловны Литвинцевой, главной хранительницы нашего семейного очага. Но вот ее жизнь и дедушки (со стороны мамы), Александра Васильевича Барышева, подтверждает тезис: судьба семьи - это и судьба страны. В юности бабушка была очень активной комсомолкой, ездила в Казахстан на целину и даже была делегатом VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Говорит, что это было самым ярким впечатлением ее молодости, когда СССР впервые открылся для народов всего мира. Мою бабушку можно с полным правом назвать «шестидесятницей» - всю жизнь она придерживается традиций этого поколения «оттепели». Она считает свою жизнь интересной: проработав на радио и телевидении в самых разных редакциях (фото 3), она не только объездила всю страну, но и узнала множество прекрасных людей и была свидетельницей интересных событий. Так, она брала интервью у многих космонавтов, известных писателей, актеров, ученых. Видела, как перекрывают Енисей во время строительства Саяно-Шушенской ГЭС, как строят БАМ, как спускают на воду корабли, как тушат пожар в шахте (и сама чуть не обгорела...). Бабушка снимала фильм в Ташкенте в 1966 году после страшного землетрясения, когда вся страна пришла на помощь узбекской столице. Она вела вместе с дедом постоянные репортажи с места строительства Чебоксарской ГЭС. А когда приехали в Куйбышев, то придумали на Куйбышевском ТВ телеконкурс «400 вопросов о Куйбышеве» к 400-летию города. И шуткой говорят, что не зря старались: я ведь родилась как раз в 1986 году, в майские дни празднования юбилея города. Бабушка с дедушкой активно участвовали в борьбе за возвращение Самаре ее родного имени, в создании национального парка «Самарская Лука». А за организацию передач « Студия - 1» (эхо перестройки) бабушка моя, Ольга Михайловна Литвинцева, стала лауреатом Высшей журналистской премии им. Колосова. Мой дедушка, Александр Васильевич Барышев, был комментатором на ТВ, председателем Союза журналистов (Куйбышевского отделения). Когда прошли демократические выборы, стал депутатом Областного совета народных депутатов и председателем комиссии по культуре и средствам массовой информации. Когда же бабушка ушла на пенсию, они с дедом стали работать в региональном отделении центральных газет, выпускать свои газеты. Этот виток развития страны дал им возможность по-новому проявить себя. Хочу заметить, что у деда - очень трудная судьба. Он не знал отца, с 14 лет работал, чтобы содержать тяжелобольную маму. Он, как говорится, сделал себя сам, но верно и то, что в пору его молодости была возможность учиться бесплатно и способности его оказались нужны государству. А вот мой дядя, окончивший школу с золотой медалью и МГУ с красным дипломом, оказался уже в наше время «невостребованным», потому что он не бизнесмен, а математик-теоретик. В его судьбе, как в капле воды, отразилось нынешнее отношение государства к науке и ученым...
.. .Смотрят, смотрят с портретов, чудом уцелевших в вихре ХХ века, предки на нас, тех, кому предстоит жить в веке XXI, и доброжелательно (все-таки мы одного корня!), и изучающе: сумеем ли мы сохранить самое важное, что было в нашем роду? А это - нестяжание, забота не только о себе, но и о других людях, не показная, а искренняя любовь к просвещению, к родному языку, русской литературе, природе нашей, то есть к нашей Родине!
Веб-мастер: Демочкин Никита, 9 класс
|