Крутилов Стас
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО ОПЕРНОГО РЕПЕРТУАРА САМАРСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА

Оперы Верди на самарской сцене .
“Аида” - один из лучших оперных спектаклей в Самаре .
Оперы Чайковского на самарской сцене.

Самарский театр оперы и балета
Важнейшим ключевым моментом определяющим профессиональное лицо того или иного коллектива является его отношение к традициям и новаторству. Самарский театр оперы и балета имеет свою значительную историю исполнительского искусства, в которой можно проследить истоки сложившихся традиций и элементов новаторства, влияющих на репертуар на исполнение, актерскую игру и так далее .

Куйбышевский театр оперы и балета открылся 1.6.1931 шедевром русской классики - оперой Мусорского “Борис Годунов”. Уже в свой первый сезон 1931 театр имел в своем репертуаре оперы Мусорского, Чайковского, Глинки, Бородина, Бизе, Верди, Россини. Гордостью труппы в годы ее становления была Н.Шпиллер. Позже народная артистка РСФСР, солистка ГАБТа.
В годы ВОВ в Куйбышев была эвакуирована труппа ГАБТа СССР, где в составе 500 человек он работал около 2 лет. Впервые в стране была поставлена опера Россини “Вильгельм Телль”.

Пребывание ведущего оперного театра страны оказало плодотворное влияние на всю духовную жизнь города. Многие мастера ГАБТа принимали участие в создание спектаклей Куйбышевского театра, способствуя его дальнейшему росту. Тогда были заложены прекрасные традиции в постановке и исполнении многих опер и балетов.
Во второе свое пятидесятилетие театр входит обогащенный серьезным художественным опытом. Лучшие его спектакли вносят достойный вклад в отечественное искусство.

Современный оперный репертуар Самарского театра оперы и балета основывается на фундаментах оперного искусства - на операх Верди (“Трубадур”, “Травиата”, “Аида”, “Бал-Маскарад”) и Чайковского ( “Пиковая дама”, “Евгений Онегин”, “Иоланта”, “Черевички” ). Проследим на примере некоторых из них традиции и новаторство в Самарском оперном театре.

Одна из самых лирических опер Верди - опера “Травиата”. Опера в нашем театре может быть и не стала бы событием за последние годы, если бы не великолепное “приобретение” театра - блестящее лирическое сопрано - Нуржамал Усенбаева.
Нуржамал Усенбаева партию поет по-итальянски. Она превосходная певица и очень умная, тонкая актриса. Вот как она трактует образ Виолетты. В первом акте артистка пытается быть счастливой, но что-то тревожное в ее глазах - болезнь. Она боится выдать эту болезнь. Кульминации ее образ достигает во втором акте, в сцене прощания с Альфредом, и затем она гаснет, голос ее становится все тише и нежнее...

“ В Самаре я ощущаю какой-то необыкновенный творческий подъем. Мне кажется, что город действует на меня очень благотворно”, - говорит сама певица Хотелось бы надеяться, что Нуржамал Усенбаева еще долго будет радовать самарских меломанов своим исполнением.

Нуржамал Усенбаева

“Аида” - одно из величайших творений великого Верди. В 1992 году в Самарском оперном состоялась очередная премьера этой оперы (реж. - Игорь Чернышев). Это была новая страница в работе театра над классикой. Спектакль поставлен вполне традиционно, и в этом он выигрывает.
Сейчас в “Аиде” сформировался очень сильный исполнительский состав. Партию Аиды хорошо исполняет Надежда Ильвес, обладательница очень мягкого и красивого голоса.
Партию Радамеса без особых затруднений и с выразительностью поет единственный драматический тенор в театре, “поющий директор”, Александр Сибирцев.
Партию Амнерис исполняет Валентина Анохина. Ее Амнерис - властная, коварная, но несчастная в любви женщина.
Сейчас “Аида” в Самаре - один из самых сильных спектаклей, обладающий блестящим, поистине “вердиевским” составом исполнителей.

“Пиковая дама” - лучший оперный спектакль великого композитора П.И. Чайковского. Постановку этой оперы в нашем театре также осуществил Игорь Чернышев. Спектакль поставлен в лучших традициях классической оперы. Интересна как режиссура спектакля, так и его вокальный состав (Сибирцев, Ильвес, Тенякова, Анохина, Храмов).
Много споров и противоречий вызвала в прошлом году премьера опера “Евгений Онегин” (реж. - О. Митрофанов, дир. - В. Венедиктов).
Остановимся подробнее на сценическом решении спектакля, что нового и традиционного мы в нем увидели.
Звучит увертюра. И вот первая , и надо сказать , удачная задумка режиссера - на фоне увертюры проходит сцена гадания Татьяны. 1-ый акт. Ждем замечательную сцену “Варки варенья”. По традиции в этом месте оперы помещица Ларина и няня Филипьевна варят варенье, слушая романс, который поют Татьяна и Ольга. Варка варенья - это замечательная русская традиция, описанная, кстати, самим Пушкиным: “Обряд известный угощенье, несут на блюдечке варенье”. К сожаленью режиссер не смог показать эту сцену и предпочел сделать все намного проще: Ларина и Филлипьевна рассматривают альбом их молодости.

В этой постановке режиссер высказывает мнение, что Татьяна виновата в смерти Ленского, так как не попыталась предотвратить дуэль. А саму дуэль режиссер продумал так: во время дуэли вбегает Татьяна и отвлекает Ленского. Онегин, конечно же, не может не воспользоваться моментом и стреляет в Ленского. В результате трагические сцены оперы превращаются в абсурдную пародию на творение великого Чайковского.

Об исполнительских работах можно сказать следующее. Самым ярким в спектакле было выступление Надежды Ильвес в партии Татьяны. Прекрасную работу в спектакле показали молодые солисты оперы Марина Зубчанинова и Андрей Антонов.
Анализируя художественное оформление спектакля хочется отметить то, что в работах художника над костюмами не хватает достоверности в интерпретации классики.
Но несмотря на все это, зрители благодарны театру, что на его сцену вернулось вечное творение Чайковского.
Конечно самарскому театру оперы и балета нужны новые идеи и решения, но при условии, что они будут опираться на художественно богатые и многообразные традиции классической оперы.

Я очень благодарен моим родителям за то, что они помогли мне открыть мир оперы. Надеюсь, что моя профессиональная жизнь будет связана с оперой.

Крутилов Стас


Крутилов Стас, школа №132, 10 - а класс.

Я меломан оперы и обожаю этот вид искусства. Это началось тогда, когда я, 11 летним мальчиком впервые пошёл на спектакль “ Князь Игорь ”. Поход в оперу был не случаен, так как мой папа работает звукооператором, а мама преподаёт танцы.

С тех пор я стараюсь не пропускать ни одного оперного спектакля в Самаре. Сейчас я имею очень большую коллекцию видео и аудио кассет с записями опер, благодаря чему могу сравнивать, веду переписку с членами Лондонского Клуба любителей оперы. Но, тем не менее, Самарский оперный театр останется для меня родным навсегда.