Оперы Верди на самарской
сцене .
“Аида” - один из лучших
оперных спектаклей в Самаре .
Оперы Чайковского на
самарской сцене.
Куйбышевский театр оперы и балета открылся
1.6.1931 шедевром русской классики -
оперой Мусорского “Борис Годунов”. Уже в свой первый сезон 1931 театр имел
в своем репертуаре оперы Мусорского, Чайковского, Глинки, Бородина, Бизе,
Верди, Россини. Гордостью труппы в годы ее становления была Н.Шпиллер.
Позже народная артистка РСФСР, солистка ГАБТа.
В годы ВОВ в Куйбышев была эвакуирована
труппа ГАБТа СССР, где в составе 500
человек он работал около 2 лет. Впервые
в стране была поставлена опера Россини “Вильгельм Телль”.
Пребывание ведущего оперного театра страны
оказало плодотворное влияние на всю духовную жизнь города. Многие мастера
ГАБТа принимали участие в создание спектаклей Куйбышевского театра, способствуя
его дальнейшему росту. Тогда были заложены прекрасные традиции в постановке
и исполнении многих опер и балетов.
Во второе свое пятидесятилетие театр входит
обогащенный серьезным художественным опытом. Лучшие его спектакли вносят
достойный вклад в отечественное искусство.
Современный оперный репертуар Самарского театра оперы и балета основывается на фундаментах оперного искусства - на операх Верди (“Трубадур”, “Травиата”, “Аида”, “Бал-Маскарад”) и Чайковского ( “Пиковая дама”, “Евгений Онегин”, “Иоланта”, “Черевички” ). Проследим на примере некоторых из них традиции и новаторство в Самарском оперном театре.
Одна из самых лирических
опер Верди - опера “Травиата”. Опера в нашем театре может быть и не стала
бы событием за последние годы, если бы не великолепное “приобретение” театра
- блестящее лирическое сопрано - Нуржамал Усенбаева.
Нуржамал Усенбаева партию поет по-итальянски.
Она превосходная певица и очень умная, тонкая актриса. Вот как она трактует
образ Виолетты. В первом акте артистка пытается быть счастливой, но что-то
тревожное в ее глазах - болезнь. Она боится выдать эту болезнь. Кульминации
ее образ достигает во втором акте, в сцене прощания с Альфредом, и затем
она гаснет, голос ее становится все тише и нежнее...
“ В Самаре я ощущаю какой-то необыкновенный творческий подъем. Мне кажется, что город действует на меня очень благотворно”, - говорит сама певица Хотелось бы надеяться, что Нуржамал Усенбаева еще долго будет радовать самарских меломанов своим исполнением.
“Аида” - одно из величайших
творений великого Верди. В 1992 году в Самарском оперном состоялась очередная
премьера этой оперы (реж. - Игорь Чернышев). Это была новая страница в
работе театра над классикой. Спектакль поставлен вполне традиционно, и
в этом он выигрывает.
Сейчас в “Аиде” сформировался очень сильный
исполнительский состав. Партию Аиды хорошо исполняет Надежда Ильвес, обладательница
очень мягкого и красивого голоса.
Партию Радамеса без особых затруднений
и с выразительностью поет единственный драматический тенор в театре, “поющий
директор”, Александр Сибирцев.
Партию Амнерис исполняет Валентина Анохина.
Ее Амнерис - властная, коварная, но несчастная в любви женщина.
Сейчас “Аида” в Самаре - один из самых
сильных спектаклей, обладающий блестящим, поистине “вердиевским” составом
исполнителей.
“Пиковая дама” - лучший
оперный спектакль великого композитора П.И. Чайковского. Постановку этой
оперы в нашем театре также осуществил Игорь Чернышев. Спектакль поставлен
в лучших традициях классической оперы. Интересна как режиссура спектакля,
так и его вокальный состав (Сибирцев, Ильвес, Тенякова, Анохина, Храмов).
Много споров и противоречий вызвала в
прошлом году премьера опера “Евгений Онегин” (реж. - О. Митрофанов, дир.
- В. Венедиктов).
Остановимся подробнее на сценическом решении
спектакля, что нового и традиционного мы в нем увидели.
Звучит увертюра. И вот первая , и надо
сказать , удачная задумка режиссера - на фоне увертюры проходит сцена гадания
Татьяны. 1-ый акт. Ждем замечательную сцену “Варки варенья”. По традиции
в этом месте оперы помещица Ларина и няня Филипьевна варят варенье, слушая
романс, который поют Татьяна и Ольга. Варка варенья - это замечательная
русская традиция, описанная, кстати, самим Пушкиным: “Обряд известный угощенье,
несут на блюдечке варенье”. К сожаленью режиссер не смог показать эту сцену
и предпочел сделать все намного проще: Ларина и Филлипьевна рассматривают
альбом их молодости.
В этой постановке режиссер высказывает мнение, что Татьяна виновата в смерти Ленского, так как не попыталась предотвратить дуэль. А саму дуэль режиссер продумал так: во время дуэли вбегает Татьяна и отвлекает Ленского. Онегин, конечно же, не может не воспользоваться моментом и стреляет в Ленского. В результате трагические сцены оперы превращаются в абсурдную пародию на творение великого Чайковского.
Об исполнительских работах можно сказать
следующее. Самым ярким в спектакле было выступление Надежды Ильвес в партии
Татьяны. Прекрасную работу в спектакле показали молодые солисты оперы Марина
Зубчанинова и Андрей Антонов.
Анализируя художественное оформление спектакля
хочется отметить то, что в работах художника над костюмами не хватает достоверности
в интерпретации классики.
Но несмотря на все это, зрители благодарны
театру, что на его сцену вернулось вечное творение Чайковского.
Конечно самарскому театру оперы и балета
нужны новые идеи и решения, но при условии, что они будут опираться на
художественно богатые и многообразные традиции классической оперы.
Я очень благодарен моим родителям за то,
что они помогли мне открыть мир оперы. Надеюсь, что моя профессиональная
жизнь будет связана с оперой.
Крутилов Стас, школа №132, 10 - а класс.
Я меломан оперы и обожаю этот вид искусства. Это началось тогда, когда я, 11 летним мальчиком впервые пошёл на спектакль “ Князь Игорь ”. Поход в оперу был не случаен, так как мой папа работает звукооператором, а мама преподаёт танцы.
С тех пор я стараюсь не пропускать ни одного оперного спектакля в Самаре. Сейчас я имею очень большую коллекцию видео и аудио кассет с записями опер, благодаря чему могу сравнивать, веду переписку с членами Лондонского Клуба любителей оперы. Но, тем не менее, Самарский оперный театр останется для меня родным навсегда.