Носкова Ольга 
Самара и Максим Горький
 

Дом-музей М. Горького ( ул. Степана Разина 126 ).

Я выбрала эту тему потому, что меня очень интересует творчество Горького. Еще в детстве я узнала, что в Самаре есть театр им. Горького, потом, что есть парк им. Горького. Тогда меня очень заинтересовало, кто же такой Горький. Тогда я попросила маму рассказать мне о нем. После ее рассказа мы пошли в музей, в нем я узнала, что Горький какое- то время жил в нашем городе. Повзрослев, я прочитала многие рассказы Горького, написанные в Самаре. И когда представилась возможность я решила написать на эту тему доклад. Собирая материал я узнала много нового и интересного. Работая с книгами в библиотеках, я узнала как много рассказов было написано и напечатано Горьким в Самаре, я узнала как много было псевдонимов у Горького в Самаре.

Горький приехал в Самару 22 февраля 1895 года. Первое время после приезда город Алексею Максимовичу не нравился. “Самара - город, преданный анафеме”. Так говорил Горький. Но позднее он знакомится со многими интересными людьми, после чего меняет свое мнение о городе. Здесь он знакомится с Яковом Львовичем Тейтелем, С.П. Скитальцем, наконец, в Самаре Горький встретил Екатерину Павловну Волжину, ставшую женой писателя.
Сотрудничество Горького с “Самарской газетой” начинается с рассказа “Два босяка”, напечатанного в октябре 1894 года. “Песню о Соколе” Горький опубликовал сразу после своего приезда в Самару, а точнее 5 марта 1895 года. Вскоре, а точнее 13 апреля 1895 года, появился в газете и рассказ “Старуха Изергиль”. Этим произведениям тогда безвестного писателя суждено было великое будущее, потому что образами Данко и Сокола русская литература энергично откликнулась на новые явления русской жизни.
В самом деле, никак нельзя забывать, что Горький жил и печатался в Самаре в 1895 году. В Самаре Алексей Максимович Пешков становится профессиональным писателем, определяет для себя важнейшие особенности своего отношения к жизни, своего понимания задач художника. Позднее Горький говорит, что телом он родился в Нижнем Новгороде, духовно в Казани, а как писатель в Самаре.
В 1895 году был напечатан целый ряд рассказов под общим названием “Теневые картинки”. Третий рассказ назывался “В Черноморье”. Это и есть знаменитая “Песня о Соколе”.
За 1895 - 1896 г.г. в “Самарской газете” были напечатаны следующие произведения : “На плотах”, “Рассказы старухи Изергиль”, “История с застежками”, “Однажды осенью”, “Красавица”, “Вывод”, “Дележ”, “Огорчение”, “Сказка”, “ Ма-аленькая”, “Колюша”, “Одинокий”, “Неприятность”, “О том, как поймали Семагу”, “Бабушка Акулина”, “Извозчик”.

Мемориальная доска на доме, в котором жил Горький. Улица Степана Разина 126.

Также нельзя обойти вниманием то, что Горький печатал в “Самарской газете” свои стихотворения. Такие как “Прощай” - 5 марта 1895 года, “В Черноморье” - апрель 1895 года.
Стихотворение “Прощай” Горький пишет, пережив первую интимную драму, убежденный в непрочности женской любви, вновь одинокий странник, он изливает свои переживания в стихах, по форме и содержанию характерных для самого раннего периода творчества Горького.

Прощай! Я поднял паруса.
И встал со вздохом у руля.
И резвых чаек голоса
Да белой пены полоса -
Все, чем прощается земля
Со мной... Прощай!

Лирическим и романтическим произведениям Горького было достаточно субъективного начала, но в его “Очерках и набросках” субъективное оставалось только как оценка, как нравственная позиция. В публицистике авторская позиция имела первостепенное значение, но позиция вне факта, помимо факта оказывалась невозможной.


Мемориальная доска на доме, в котором жил Горький. Улица Куйбышева 91.

Публицист и фельетонист Иегудиил Хламида не мог идти по абстрактно-романтическому пути сплошного отрицания факта во имя вымысла.
Иегудиил Хламида - псевдоним Горького в Самаре.
Именно систематическая, изо дня в день, газетная работа заставила Горького пристально вглядываться в жизнь, различать главное и второстепенное, обнаруживать в “мелочах” их сущность, осмысливать ее движение, искать верный метод оценки, трактовки, изображения факта.
В фельетонах Иегудиила Хламиды одной из самых важных тем становится тема сочувствия трудовым людям, которых нещадно грабят и обирают, эксплуатируют и угнетают.
Горьковские фельетоны отличались резкостью и смелостью своих обличений, Иегудиил Хламида умел быть “бичом обывательской совести”, бичом самодурствующих фабрикантов и купцов, чиновничьего произвола, тупого и равнодушного мещанства.
Вот что писал сам Горький о своей работе : “Потом, когда я писал в “Самарской газете” плохие ежедневные фельетоны, подписывая их хорошим псевдонимом Иегудиил Хламида, Короленко посылал мне письма, критикуя окаянную работу мою насмешливо, внушительно. строго, но - всегда дружески”.


Памятник Горькому в Струковском саду.

В Самаре Горький пристрастился к театру. Здесь, сначала по необходимости, а потом и по внутренней потребности, он стал писать театральные рецензии.
Свой отзыв о спектакле Иегудиил Хламида основывает на суждениях об актерах и только об актерах, тем самым выбирая наиболее трудный из путей театрального критика. Так с самого начала Горький определит одну из важнейших задач своих театральных рецензий. Борьба с фальшью, наигрышем и кривлянием, дурным ремесленничеством и безответственным дилетантством надолго становится для него главной темой. Он требует профессионального и честного отношения к искусству, требует, чтобы актеры не растворялись в невежественной массе провинциального мещанства, а помнили о своем общественном долге, ответственности за театр и его высоком назначении.
Но Иегудиил Хламида знал и радостные минуты. Правда, это были редкие минуты, но все же малейший проблеск настоящего искусства заставлял его отказываться от обычного ядовитого и колкого тона, и тогда становилось понятно, как страстно и горячо любил он театр.
Отказываясь от фельетонной язвительности, Горький переходил к серьезному обсуждению организации театрального дела “Играют много, артистов мало, тщательная работа над ролями невозможна - это приходится принять к сведению”, - замечает он однажды. В другой раз он настойчиво вмешивается в споры о том, кому городской думе следует сдать театр. Он энергично выступает против антрепренеров, подчиняющих искусство интересам своего кошелька. Ему в то же время ясно, что иных антрепренеров не найдешь, и он особенно горячо поддерживает идею создания народного театра.
 


Носкова Ольга

Сведения о себе:
Меня зовут Носкова Ольга Александровна. Я учусь в 12 школе в 10 классе. Я очень люблю читать, гулять, а также слушать музыку. Я охотно посещаю уроки литературы. Очень люблю природу. Я родилась 23. 07. 83 г.
Благодарю:
руководство школы, учителя литературы (Коллерову Клару Константиновну) за помощь в составлении доклада, библиотекаря нашей школы (Павлову Екатерину Александровну) за предоставленный материал, учителя информатики (Ефремову Галину Николаевну) за помощь, также свою маму (Носкову Татьяну Викторовну) за помощь при наборе текста. А также спасибо Фетисовой Юле за предоставленный рисунок.


Список литературы:
Финк Л. А. , Иванов-Паймен В. З. Максим Горький и Самара. Куйбышевское книжное издательство. Куйбышев, 1968г.
Памятники истории и культуры Куйбышевской области. Куйбышевское книжное издательство. Куйбышев, 1984 г.
Самара. Культура провинции. Самара, 1995 г.
Селиванов К. А. Русские писатели в Самаре и Самарской губернии. Куйбышевское книжное издательство. Куйбышев, 1953.