Дом-музей М. Горького ( ул.
Степана Разина 126 ).
Я выбрала эту тему потому, что меня очень интересует творчество Горького. Еще в детстве я узнала, что в Самаре есть театр им. Горького, потом, что есть парк им. Горького. Тогда меня очень заинтересовало, кто же такой Горький. Тогда я попросила маму рассказать мне о нем. После ее рассказа мы пошли в музей, в нем я узнала, что Горький какое- то время жил в нашем городе. Повзрослев, я прочитала многие рассказы Горького, написанные в Самаре. И когда представилась возможность я решила написать на эту тему доклад. Собирая материал я узнала много нового и интересного. Работая с книгами в библиотеках, я узнала как много рассказов было написано и напечатано Горьким в Самаре, я узнала как много было псевдонимов у Горького в Самаре.
Горький приехал в Самару
22 февраля 1895 года. Первое время после приезда город Алексею Максимовичу
не нравился. “Самара - город, преданный анафеме”. Так говорил Горький.
Но позднее он знакомится со многими интересными людьми, после чего меняет
свое мнение о городе. Здесь он знакомится с Яковом Львовичем Тейтелем,
С.П. Скитальцем, наконец, в Самаре Горький встретил Екатерину Павловну
Волжину, ставшую женой писателя.
Сотрудничество Горького
с “Самарской газетой” начинается с рассказа “Два босяка”, напечатанного
в октябре 1894 года. “Песню о Соколе” Горький опубликовал сразу после своего
приезда в Самару, а точнее 5 марта 1895 года. Вскоре, а точнее 13 апреля
1895 года, появился в газете и рассказ “Старуха Изергиль”. Этим произведениям
тогда безвестного писателя суждено было великое будущее, потому что образами
Данко и Сокола русская литература энергично откликнулась на новые явления
русской жизни.
В самом деле, никак нельзя
забывать, что Горький жил и печатался в Самаре в 1895 году. В Самаре Алексей
Максимович Пешков становится профессиональным писателем, определяет для
себя важнейшие особенности своего отношения к жизни, своего понимания задач
художника. Позднее Горький говорит, что телом он родился в Нижнем Новгороде,
духовно в Казани, а как писатель в Самаре.
В 1895 году был напечатан
целый ряд рассказов под общим названием “Теневые картинки”. Третий рассказ
назывался “В Черноморье”. Это и есть знаменитая “Песня о Соколе”.
За 1895 - 1896 г.г. в “Самарской
газете” были напечатаны следующие произведения : “На плотах”, “Рассказы
старухи Изергиль”, “История с застежками”, “Однажды осенью”, “Красавица”,
“Вывод”, “Дележ”, “Огорчение”, “Сказка”, “ Ма-аленькая”, “Колюша”, “Одинокий”,
“Неприятность”, “О том, как поймали Семагу”, “Бабушка Акулина”, “Извозчик”.
Мемориальная доска на доме, в котором жил Горький. Улица Степана Разина 126.
Также нельзя обойти вниманием
то, что Горький печатал в “Самарской газете” свои стихотворения. Такие
как “Прощай” - 5 марта 1895 года, “В Черноморье” - апрель 1895 года.
Стихотворение “Прощай” Горький
пишет, пережив первую интимную драму, убежденный в непрочности женской
любви, вновь одинокий странник, он изливает свои переживания в стихах,
по форме и содержанию характерных для самого раннего периода творчества
Горького.
Лирическим и романтическим произведениям Горького было достаточно субъективного начала, но в его “Очерках и набросках” субъективное оставалось только как оценка, как нравственная позиция. В публицистике авторская позиция имела первостепенное значение, но позиция вне факта, помимо факта оказывалась невозможной.
Мемориальная доска на доме,
в котором жил Горький. Улица Куйбышева 91.
Публицист и фельетонист Иегудиил
Хламида не мог идти по абстрактно-романтическому пути сплошного отрицания
факта во имя вымысла.
Иегудиил Хламида - псевдоним
Горького в Самаре.
Именно систематическая,
изо дня в день, газетная работа заставила Горького пристально вглядываться
в жизнь, различать главное и второстепенное, обнаруживать в “мелочах” их
сущность, осмысливать ее движение, искать верный метод оценки, трактовки,
изображения факта.
В фельетонах Иегудиила Хламиды
одной из самых важных тем становится тема сочувствия трудовым людям, которых
нещадно грабят и обирают, эксплуатируют и угнетают.
Горьковские фельетоны отличались
резкостью и смелостью своих обличений, Иегудиил Хламида умел быть “бичом
обывательской совести”, бичом самодурствующих фабрикантов и купцов, чиновничьего
произвола, тупого и равнодушного мещанства.
Вот что писал сам Горький
о своей работе : “Потом, когда я писал в “Самарской газете” плохие ежедневные
фельетоны, подписывая их хорошим псевдонимом Иегудиил Хламида, Короленко
посылал мне письма, критикуя окаянную работу мою насмешливо, внушительно.
строго, но - всегда дружески”.
Памятник Горькому в Струковском
саду.
В Самаре Горький пристрастился
к театру. Здесь, сначала по необходимости, а потом и по внутренней потребности,
он стал писать театральные рецензии.
Свой отзыв о спектакле Иегудиил
Хламида основывает на суждениях об актерах и только об актерах, тем самым
выбирая наиболее трудный из путей театрального критика. Так с самого начала
Горький определит одну из важнейших задач своих театральных рецензий. Борьба
с фальшью, наигрышем и кривлянием, дурным ремесленничеством и безответственным
дилетантством надолго становится для него главной темой. Он требует профессионального
и честного отношения к искусству, требует, чтобы актеры не растворялись
в невежественной массе провинциального мещанства, а помнили о своем общественном
долге, ответственности за театр и его высоком назначении.
Но Иегудиил Хламида знал
и радостные минуты. Правда, это были редкие минуты, но все же малейший
проблеск настоящего искусства заставлял его отказываться от обычного ядовитого
и колкого тона, и тогда становилось понятно, как страстно и горячо любил
он театр.
Отказываясь от фельетонной
язвительности, Горький переходил к серьезному обсуждению организации театрального
дела “Играют много, артистов мало, тщательная работа над ролями невозможна
- это приходится принять к сведению”, - замечает он однажды. В другой раз
он настойчиво вмешивается в споры о том, кому городской думе следует сдать
театр. Он энергично выступает против антрепренеров, подчиняющих искусство
интересам своего кошелька. Ему в то же время ясно, что иных антрепренеров
не найдешь, и он особенно горячо поддерживает идею создания народного театра.
Сведения о себе:
Меня зовут Носкова Ольга Александровна.
Я учусь в 12 школе в 10 классе. Я очень люблю читать, гулять, а также слушать
музыку. Я охотно посещаю уроки литературы. Очень люблю природу. Я родилась 23.
07. 83 г.
Благодарю:
руководство школы, учителя
литературы (Коллерову Клару Константиновну) за помощь в составлении доклада,
библиотекаря нашей школы (Павлову Екатерину Александровну) за предоставленный
материал, учителя информатики (Ефремову Галину Николаевну) за помощь, также
свою маму (Носкову Татьяну Викторовну) за помощь при наборе текста. А также
спасибо Фетисовой Юле за предоставленный рисунок.