Рано
или поздно история событий и личностей начинает возрождать у людей интерес
к себе, привлекать внимание, становиться объёктом исследовательского поиска
и литературного творчества. Такова и история средней школы №12. Мысль о
написании этой работы зародилась у меня совсем недавно отчасти благодаря
усилиям нашего преподавателя истории Кобы Галины Викторовны и директора
Дрепы Софьи Григорьевны. В нынешнем году двенадцатая школа отметит своё
75-летие; этой дате посвящена и моя работа.
Стоит ли говорить, что вопросы историко-культурного краеведения всё ещё мало освещены в литературных источниках, хотя с каждым годом появляются всё новые и новые работы на эту тему. Нельзя забывать и историю старейших школ нашего города, поскольку на протяжении десятилетий они были не только образовательными, но и культурными центрами многих поколений молодёжи тех лет. Семьдесят пять лет - это целая эпоха в истории детского и молодёжного движения нашей страны, это история учителей и учеников, и какая бы она ни была - она наша, школьная. Идёт время, уходят люди, очевидцы тех событий, меняется сама школа, и моя задача - год за годом проследить этапы жизни, деятельности и развития двенадцатой школы.
Синельник Дмитрий
По имеющимся данным считается, что дата основания нашей школы - 8 декабря 1924 года. В архивных документах упоминается о том, что 9-летняя школа №12 имени И. С. Тургенева числилась в 1927 году среди 9 городских школ полного среднего образования по адресу ул. Троицкая (Галактионовская) 66. Сейчас в этом здании находится парикмахерская "Улыбка". Первым заведующим школой в 1924 году был Шугаев И. Н.; уже тогда в ней насчитывалось 750 учащихся и 25 учителей.
Нужно отметить, что ещё до организации 9-летней школы №12 в старом её здании существовали 1-е городское приходское училище (попечитель Егоров Александр Ильич, заведующая Кудрящева Надежда Владимировна), затем 5-е женское приходское одноклассное училище (попечитель Сербулова Ольга Михайловна, заведующая - Остроглазова Клавдия Александровна). Эти образовательные учреждения были основаны ещё до 1917 года и стали частью истории школы №12.
О довоенном периоде истории нашей школы известно довольно
мало, ещё меньше сведений подтвержденных архивными документами, но можно
сказать с полным на то основанием, что 12-я школа является одной из старейших
в нашем городе.
Достоверно также известно, что в нынешнее здание по адресу ул. Красноармейская
93А школа была переведена в конце 30-х годов, а во время Великой Отечественной
войны в здании школы располагался госпиталь.
Современная история двенадцатой школы началась по-настоящему с конца 40-х - начала 50-х годов. События школьной жизни того времени ещё можно восстановить по воспоминаниям бывших учеников школы. В 50 - 60-е годы стали временем подлинного расцвета: поднялся престиж школы, уровень преподаваемых знаний, она входила в группу из 3-4-х ведущих школ города, куда стремилась попасть наиболее мыслящая часть молодёжи. Это объясняется тем, что в этих школах работали по каждому из ведущих образовательных блоков: гуманитарного, точного, естественного. Сформировался устойчивый коллектив преподавателей, среди которых были либо люди уникальные по своим педагогическим и профессиональным качествам, либо талантливые педагоги - энтузиасты своего дела. В двенадцатой школе работали выдающиеся преподаватели: известный в то время в городе математик Сергей Николаевич Воскресенский, математики Эммануил Абрамович Ясиновой, Иван Яковлевич Родионов. Среди литераторов яркой фигурой был Василий Павлович Финкельштейн, Иван Яковлевич Русанов, который выделялся своей исключительной интеллигентностью, Инна Сергеевна Украинская, Александра Петровна Кривова. Многие новаторские начинания в изучении английского языка, которые распространились по другим школам, внесла Минна Семёновна Неворожкина-Пилинская. Впоследствии она стала организатором первой в Самаре школы с углублённым изучением английского языка (школы №11). Талантливым химиком и просто добрым человеком была Нина Васильевна Смагина, которая была не только педагогом, но и центром притяжения школьников, организатором их досуга, походов на природу и т.д. В 60-е годы директором школы была талантливый учитель немецкого языка Шевцова Майя Яковлевна, которая даже организовала хор на немецком языке. О замечательных учителях, работавших в нашей школе в прежние годы, можно рассказывать очень много, но, думаю, следует упомянуть и об учениках, ставших заметными фигурами в нашем обществе. Эти люди, ставшие известными литераторами, журналистами, промышленниками, до сих пор хранят в своём сердце добрую память о родной школе. Это и Вяхирев Рем Иванович, генеральный директор РАО "ГАЗПРОМ", и Анатолий Хасин, режиссёр, музыкант, начинавший свою театральную деятельность вместе с М. Жванецким и Р. Карцевым, Хмельницкий Юрий Александрович, заместитель главного редактора газеты "Самарское обозрение", Лев Полугаевский, известный гроссмейстер и другие.
С 1948 по 1956 года школа была чисто мужской, территориально
при ней также находился детский дом и его воспитанники учились в школе
вместе с остальными. Об уровне знаний выпускников школы свидетельствует
и тот факт, что практически все выпускники школы, решившие поступить в
ВУЗы, поступали, причём без подготовительных курсов, ставших сегодня почти
обязательным условием для того, чтобы абитуриент мог рассчитывать на поступление.
Многие выпускники школы поступали в ведущие ВУЗы страны, такие как МГУ,
МИМО, МВТУ им. Баумана и другие.
Сегодня
школа №12 - муниципальное общеобразовательное учреждение среднего (полного)
общего образования Ленинского района г. Самары. Стоит ли говорить, что
современная российская школа переживает нелёгкий период в своём развитии.
На этом фоне школа №12 сумела не только сохранить, но и расширить имеющуюся
учебную базу. В 1996 году введены в эксплуатацию пятиэтажный пристрой со
спортзалом, столовой, библиотекой, конференц-залом; в школе обучается более
1100 учащихся. Их воспитанием и обучением занимается 100 учителей, из них
66 имеют высшее образование. В школе немало мастеров педагогического труда:
учителей-методистов, учителей высшей категории, отличников народного просвещения.
В школе работают два психолога, логопед, два социальных педагога.
Ключевыми
вопросами дальнейшего развития школы являются вопросы повышения адаптивности
школьника к новым экономическим условиям, повышения роли самоопределения
личности в выборе своей дальнейшей профессии, специализации; создание условий
для сохранения и укрепления здоровья учащихся, развитие личности каждого
ребёнка в моральном и духовном плане. Заслуживает внимания также инновационная
деятельность школы, такая, как изучение иностранных языков с первого класса,
поездки учащихся в Англию на учёбу, профильные классы при Техническом университете
и Архитектурно-Строительной академии (ученикам которых предоставляются
определённые льготы при поступлении в эти ВУЗы), обучение вождению легкового
и грузового автомобилей с получением прав категории "В" и "С",
школьная телестудия, спортивные секции, в том числе и туристический клуб,
изучение правовых, экономических, историко-краеведческих предметов. С 97-98
учебного года школа занимается также программой возрождения культуры коренных
народов Поволжья, являясь своеобразной лабораторией по этой программе.
Я,
автор реферата "Двенадцатая школа: за годом год..." - ученик 11
класса средней школы №12 Ленинского района г. Самары Синельник Дмитрий
Анатольевич. Как вы, наверное, уже заметили, название моей работы тесно
перекликается с родной школой, и, хотя, наверное, я в этом не первопроходец,
но для нашей школы это довольно необычно. Подобным исследованием на тему
истории школы занимаюсь впервые, результатом его стало написание этого
реферата. Нужно ли говорить, насколько это было мне интересно, потому что
именно в таких работах осознаёшь себя истинным исследователем, открываешь
для себя необычную историю таких обычных вещей, как, например, школа. О
себе я могу сказать лишь немногое: мне 16 лет, интересуюсь историей, могу
позволить себе немного пофилософствовать, ценю юмор во всех его проявлениях,
люблю проводить время на природе, увлекаюсь туризмом, компьютерами. Люблю
праздники и прочие поводы для "культурного" отдыха. На этом всё
о себе, пора вернуться к работе. Вышеизложенный текст - краткое представление
реферата, призванное показать читателю, насколько интересна на его взгляд
эта проблема, а также некоторые мои выводы.
В заключение представления моей работы и "визитной
карточки" школы №12 мне, как автору, остаётся выразить благодарность
учителю истории Кобе Г. В. за помощь в поисках материалов, преподавателю
литературы СамГАСА Финкельштейну М. В. (бывшему выпускнику школы), завучу
Хабецкой Н. И. и другим, принимавшим участие в подборе архивных материалов,
фотографий, воспоминаний, оформлении данной работы.