СТАРОВЕРЫ

Движение за сохранение "старой веры" возникло на Руси в царствование Алексея Михайловича, после церковной реформы патриарха Никона в 1653-1656 гг., имевшей своей целью устранение разночтений в канонических текстах и ритуалах.

Противники реформы преследовались государством. Так, по указу Петра 1 старообрядцы были обязаны платить двойную подушную подать. По всей стране начались массовые побеги крестьян на Волгу, целые области стали приходить в запустение.

Твёрдую опору раскольники нашли в Волжском казачестве, полном реши-мости отстоять не только "старую веру", но и старые привилегии. Уже в первые годы после раскола на левой стороне Волги был поставлен скит иеромонаха Феодосия, по прозвищу Муравей, который имел ещё дониконовскую грамоту и древние церковные книги. В последней трети XVII в. здесь образовалась первая старообрядческая колония. Новая массовая миграция староверов на Волгу началась в 1762 г. после разгрома их главной колонии в Ветковской слободе в Польше. Пришедшие с Ветки старообрядцы построили на берегах реки Большой Иргиз три скита, которые быстро выросли в мощные монастыри. Особую известность


Смоленская церковь (Хлебная илощадь). Фотография конца XIX н


Кирха и единоверческая церковь (на заднем плане). Открытка конца XIX в.


здесь имел старец Филарет. Считается, что именно он был духовным наставником Емельяна Пугачёва и подсказал ему мысль о самозванстве.

Наивысшего расцвета Иргизские монастыри достигли в начале XIX в., когда правительство либерально относилось к старообрядцам, несмотря на их участие в выдвижении Е.Пугачёва.

Однако уже при Николае I отношение к старообрядцам ужесточается, и к 1837 г. Иргизские монастыри становятся единоверческими (в этой церкви служба ведется по канонам старообрядцев, а священники нахо-дятся в подчинении у православных иерархов).

Назад.