ПРАВОСЛАВИЕ

   Каждый, кто раньше прибывал в Самару по Волге, прежде всего обращал внимание на многочисленность и разнообразие православных церквей. Православие являлось официальной религией Российского государства. Первая церковь была построена в Самаре одновременно с основанием крепости в XVIв. В 1782 г. на плане Самары было отмечено пять церквей, а к концу XIX в. - уже 46. Одна из первых церквей в городе - Смоленская (не сохранилась). Христианство, принятое на Руси в 988 г., в XVII в. было реформировано на основе канонов Греческой Церкви. Реформу не приняли староверы, пришедшие после Раскола в Поволжье и сыгравшие важную роль в колонизации этих земель.

В 40-х гг. XIX в. самарские старообрядцы присоединились к единоверию. В этой связи в 1847 г. Синод издал указ о постройке в Самаре единоверческой церкви. Эта пятиглавая церковь, построенная в 1865 г. на углу улиц Предтеченской (Некра-совской) и Саратовской (Фрунзе), стала одной из достопримечательностей Самары. Главным православным храмом Самары был величественный двенадцатиглавый Воскресенский кафедральный собор во имя Христа Спасителя. Проект собора подготовил академик архитектуры Э.Жибер. Храм был заложен по ходатайству городской общественности в мае 1869 г. в честь спасения императора Александра II, чудом избежавшего гибели от рук террориста Д.Каракозова.

   Император Александр II в августе 1871 г. собственноручно положил камень в кладку. Собор строился почти 25 лет, и только в 1894 г. состоялось его торжественное освящение. Позже похожие храмы были построены в Ревеле (Таллинне) и Новочеркасске. Долгое время в городе было два монастыря: Иверский женский и Николаевский мужской. Иверский женский монастырь, основанный в 1850 г., находился на территории нынешнего Рабочего городка, а его центральные ворота были на углу улиц Александровской (Вилоновской) и Саратовской (Фрунзе). До революции здесь жили монахини и послушницы. Славились они рукоделием и часто шили приданое самарским купеческим дочкам. Монастырь получал также доходы от рыбных промыслов, хуторов и фруктовых садов. На территории монастыря было кладбище. Здесь находились могилы П.Алабина, А.Щербачева и других известных самарцев. До наших дней сохранился лишь памятник на могиле П.Алабина. С 1992 г. началось восстановление монастыря.

От самарского Николаевского мужского монастыря, открытого во имя святителя и чудотворца Николая в 1860 г., до наших дней сохранились лишь ворота на ул. Осипенко. Иконостасы в Никольском храме монастыря были созданы на средства купца В.Сурошникова по духовному завещанию его умершего тестя купца А.Шихобалова. На кладбище монастыря в 1913 г. был похоронен доктор Н.Постников, известный своим кумысолечебным заведением. Монастырь закрыли к 1930 г., а на его территории позднее построили военный госпиталь. В настоящее время в Самаре действуют: Покровский кафедральный собор( его вы можете видеть на представленной выше фотографии), Вознесенский и Воскресенский соборы, Петропавловская, Михайло-Архангельская, Софийская церкви. Всего в области 18 храмов и 48 приходов. Покровский кафедральный собор построен в 1859-1861 гг., ныне объявлен памятником архитектуры. Для его постройки был создан специальный комитет, в состав которого вошли купцы Шихобаловы (Антон Шихобалов стал впоследствии церковным старостой этого собора). На строительство собора ими было пожертвовано более 23 тыс. рублей. В благодарность семейный склеп Шихобаловых был устроен в ограде церкви.

Церковные ценности Покровского собора и других Самарских церквей были изъяты в начале 1920-х гг. во время голода. Как сообщали газеты, они были проданы для закупки в Финляндии 32-х вагонов хлеба для жителей Самары. Ныне при Покровском соборе для верующих работает воскресная школа "Ладомир", издается газета "Благовест". В праздники здесь даёт концерты ансамбль колокольного звона.

Назад.