Юлия Зверева
АРХИТЕКТУРНЫЕ
ПАМЯТНИКИ
СТАРОЙ САМАРЫ
"Память- это ничем не заменимый хлеб насущный, сегодняшний, без коего дети вырастут слабыми, незнайками, неспособными достойно,мужественно встретить будущее". (В.А.Чивилихин)
В процессе
освоения территории Самарского
края можно выделить несколько
этапов. Уже в эпоху палеолита здесь
появились стоянки первобытных
людей.
В период бронзы и железа
количество поселений возрастает. В
конце IX - начале X веков Самарская
Лука вошла в состав
ранне-феодального государства
Волжская Булгария. В X веке на
окраине этого государства возник
Муромский городок. Новый этап
освоения начался с середины XVI века,
когда Поволжье вошло в состав
России, в этих краях сформировалось
волжское казачество - своеобразная
народная республика.
И вот на этой земле по
царскому указу алатырскому воеводе
Григорию Осифовичу Засекину было
поручено строить крепость в 1586
году.
Уже в XVII - XVIII в.в.
возникают села и деревни со
смешанным этническим населением:
татары, башкиры, чуваши, мордва и
русские. Осуществляются
правительственные мероприятия по
хозяйственному освоению края:
строительство крепостей, раздача
земель, лесов и водных угодий
боярам, помещикам и монастырям.
С образованием в 1851 году
Самарской губернии экономическая и
культурная жизнь оживилась. Рост
торговли и промышленности был
связан со строительством железной
дороги и развитием волжского
речного транспорта, превращением
Самары в крупный транспортный узел,
связывающий центр страны с Сибирью
и средней Азией.
Так какой же была наша
Самара в пору расцвета в качестве
губернского центра?
Вот какие впечатления о
Самаре записал писатель и
журналист В.И.Немирович-Данченко:
"Это город будущего, это
здоровый, кровь с молоком, юноша,
перед которым все розовеет и
золотится в лучах восходящего для
него солнца".
В начале 19 века в Самаре
преобладали деревянные постройки,
но в связи с частыми пожарами (1850г.,
1854., 1856г.), которые безжалостно
уничтожали деревянные (если в 1840
году было всего 17 каменных зданий,
то в 1872 году уже более 1240).
По разработанному 19 ноября 1853 года
новому плану города, территория его
была разделена на 149 жилых
квадратов, очерченных 17 улицами,
параллельными Волге и 17 -
перпендикулярными.
В настоящее время только пять улиц
города сохранили свое название.
Это: Полевая, Садовая, Самарская,
Больничная, Ярмарочная. Утрачены
старинные названия не только улиц,
но и площадей, парков.
Раньше названия улицам дали обычно
по имени церкви. А церквей в
дореволюционной Самаре было более
30.
Продольные, вдоль Волги, улицы
Самары: Преображенская, Казанская,
Вознесенская, Дворянская,
Саратовская "шагали от Волги и
как бы вершились церквями". На
перекрестке Алексеевской и
Ильинской улиц была возведена
Ильинская церковь в 1889г.
Троицкая церковь (1840 г.)
располагалась на перекрестке
Панской и Троицкой улиц, на
Воскресенской площади -
Воскресенская церковь. Самыми
старыми храмами Самары были
Спасопреображенская церковь (XVII в.)
в конце Преображенской улицы, собор
во имя Казанской Божьей матери (XVIII
в.) в районе Хлебной площади,
нынешний кафедральный храм во имя
Покрова Богородицы (постройка 1861
г.), а также построенная почти
одновременно с ним церковь во имя
святых апостолов Петра и Павла на
улице Соловьиной; в 1864 - 1868 г.г. была
построена церковь при Николаевском
сиротском доме, Вознесенский собор
и колокольня на улице Вознесенской,
многокупольная Казанская
единоверческая церковь.
Около 20 лет продолжалось
строительство архитектурного
ансамбля лютеранской
Предтеченской ( она сохранилась до
настоящего времени на углу
Куйбышевской и Некрасовской).
В 1906 году на 47 метров ввысь вознес
свои шпили польский костел на улице
Саратовской (ныне Фрунзе).
Он и сейчас является украшением
города. На Садовой улице до наших
дней сохранилось здание еврейской
синагоги - самой крупной и красивой
в Поволжье (здание будет
реставрироваться).
КАФЕДРАЛЬНЫЙ
СОБОР
Но, конечно, наиболее
значительным фактором храмового
зодчества в Самаре было
строительство кафедрального
собора на самой просторной площади
города, получившей название
Соборная (пл.Куйбышева).Строилось
здание 25 лет (с 1869 года по 1894 год),
это обошлось городу в 1500000 рублей
золотом. Александр II пожертвовал на
строительство собора 2000 рублей.
Автором проекта был петербургский
академик архитектуры Эрнст Жибер.
Большой пятиглавый собор
византийского стиля во имя
Св.Александра Невского с высокой
колокольней занимал самую высокую
точку города, являлся главной
архитектурной доминантой
городского центра и панорамы,
открывавшейся с Волги. Совсем
рядом, на северной окраине города,
располагался пятиглавый Иверский
женский монастырь. Какой он был,
этот златоглавый собор, теперь
можно судить только по
сохранившимся фотографиям и
описаниям.
В 30-е годы многие уникальнейшие
храмовые сооружения были
безжалостно снесены. Эту горькую
участь разделили вместе с
кафедральным собором еще более 22-ух
церквей.
Что же уцелело и украшает город в
наши дни? Это: католический костел,
лютеранская кирха, еврейская
синагога, церковь св.апостолов
Петра и Павла и кафедральный храм
во имя Покрова Богородицы.
Как жаль. что нельзя переписать
хотя бы некоторые страницы истории
и сохранить для будущих поколений
архитектурные жемчужины Поволжья.
ПАМЯТНИК
АЛЕКСАНДРУ II
На
Алексеевской площади (ныне
пл.Революции) был единственный
тогда в Самаре памятник царю
Александру II. Монумент был
подлинным произведением искусства,
замечательной
достопримечательностью нашего
города.
С инициативой сооружения памятника
выступил во второй половине 80-х
годов XIX века городской глава -
П.Алабин. Человек так много
сделавший для нашего города в
прошлом столетии: по его инициативе
в городе построены драматический
театр, кафедральный собор,
публичная библиотека, открыт
краеведческий музей и т.д.
Закладка памятника состоялась 8
июля 1888 года, а 30 августа 1889 года -
торжественное открытие памятника
императору - освободителю.
Воздвигнутый по проекту В.Шервуда
памятник отражал все главнейшие
направления деятельности царя -
реформатора. На массивном
пьедестале из красного финского
гранита, украшенном бронзовыми
венками с царским вензелем,
возвышалась бронзовая фигура
императора в общегенеральском
сюртуке и фуражке, государь левой
рукой опирался на саблю. На
обращенной к Волге лицевой стороне
бел укреплен щит с надписью:
"Александру II, Царю -
Освободителю. 1889 г.", а на
противоположной стороне
пьедестала располагали щиты с
перечислением основных событий и
важнейших реформ царствования
Александра II. По углам пьедестала
располагалось 4 фигуры: крестьянин,
в левой руке которого была хартия с
надписью:"19 февраля 1861 г.",
напоминавший потомкам об отмене
крепостного права; фигура
восточной женщины, сбрасывающей
чадру и олицетворяющей
присоединение средней Азии; о
покорении Кавказа
свидетельствовал черкес,
переламывающий шашку о колено; и
фигура молодой женщины разрывавшей
цепи и попиравшей знамя с
полумесяцем, символизировала
освобождение Болгарии от турецкого
ига.
В 20-е годы все фигуры памятника были
демонтированы, и дальнейшая их
судьба неизвестна. В настоящее
время в центре сквера на площади
Революции на царском постаменте
располагается статуя вождя
мирового пролетариата.
ДРАМАТИЧЕСКИЙ
ТЕАТР
Украшением Самары по праву
является каменный терем
Драматического театра, построенный
по проекту московского зодчего
М.Н.Чичагова в 1888 году в конце
Дворянской улицы.
Чисто русский стиль здания
имитировал Московское зодчество 17
века. В рукописи А.А.Смирного
"Старый Самарский театр и быт"
так описывается впечатление,
которое произвел на самарцев театр:
"В условно-русском, темно-красная
, с небольшими как бы мозаичными,
разноцветными панно во впадинах и
крышей в красно-зеленую клетку,
здание эффектно высилось над
пышными купами городского сада и -
за ним - над неоглядным раздольем
Волги - акварельною неясной
панорамой Жигулевских ворот".
В 1967 году была произведена
реконструкция здания и в наши дни
архитектуру 1888 года представляет
только фасадная часть. С 1936 года
театру присвоено имя М.Горького,
чьи пьесы с успехом шли на его
сцене: "Фома Гордеев",
"Дачники", "Дети солнца" и
т.д. Горький лично рецензировал
спектакли Самарского театра.
ПУШКИНСКИЙ
СКВЕР
В честь столетия со дня рождения
Пушкина учащимися городских школ,
гимназий, реального училища и
фельдшерской школы Самары был
заложен сквер за Драматическим
театром.
В те весенние пушкинские дни
рукотворный сквер преобразил и
украсил самый конец Саратовской
улицы. В 1905 году был установлен бюст
поэта на кирпичном постаменте. В 1968
году сквер был перепланирован и
перестроен, а в 1985 году был открыт
памятник Пушкину(скульпторы:
В.А.Фомин и А.Г.Моргунов по проекту
И.Б.Федорова).
Теперь А.С.Пушкин стоит недалеко от
крутого косогора, его вдохновенный
взгляд устремлен на Волжские
просторы. Уютный сквер служит
любимым местом отдыха горожан.
"ОЛИМП"
На
углу улиц Саратовской и
Москательной (Л.Толстого) в 1907 году
был построен цирк - театр
"Олимп" (по проекту
П.В.Шиманского). У этого здания была
завидная драматическая судьба. В
нем совершилось одно из самых
значительных событий в истории
города: 8 ноября 1917 года в здании
"Олимпа" была провозглашена
советская власть в Самаре и был
выбран первый ревком во главе с
В.В.Куйбышевым. В этом здании в 1909
году выступал гениальный русский
певец Ф.И.Шаляпин. Потом
"Олимп"становился попеременно
то цирком, то залом для эстрадных
ревю. В начале 30-х годов здесь
работал прекрасный театр оперетты,
а с предвоенного времени здание
было предоставлено Куйбышевской
государственной филармонии.
В конце 70-х годов
"ампирно-модернового" здания
не стало, так как в таком виде оно
существовать не могло из-за
опасности разрушения. К 1987 году
практически на этом месте
поднялось совершенно новое здание
намного увеличившееся в объеме и
сохранившее лишь некоторые
архитектурные приметы и
скульптурно-лепные украшения
старого "Олимпа" (архитектор
Ю.В.Храмов).
БЕЛЫЙ ДОМ
В 1915
году взору горожан предстал
довольно большой по тому времени
дом-канцелярия и квартиры
губернатора: ослепительно белый, с
помпезным фасадом, с парадным
входом, он опирался на
плотно-сложенный из гладких
светлых камней цоколь. Дворцовому
облику здания, красовавшегося на
маленькой площади, рядом с
краснокаменным теремом драмтеатра
способствовало его название
"Белый дом". Архитектор
П.В.Шаманский создал свое детище в
стиле "модернезированного
итальянского ренессанса". В
ноябре 1917 года в Белом доме
размещался боевой штаб самарских
большевиков - ревком, и штаб красной
гвардии. К концу 30-х годов прежнее
название стало забываться, уходить
в прошлое.
В 1932 году здание подверглось
реконструкции перестройке по
проекту П.А.Щербачева. Надстроилось
еще три этажа, а по улице Рабочей
появляется на высоту всех пяти
этажей пристрой, увеличивающий
здание более чем в 2 раза.
Архитектурно-скульптурные
украшения" модернезированного
итальянского ренессанса" Белого
дома П.А.Щербачев не стал сохранять,
и главная причина состояла в том.
что через улицу рабочую. напротив,
по его проекту был построен в стиле
господствующего тогда
конструктивизма, воплощающий"
простоту и естественность внешних
архитектурных элементов"
протянувшегося на целый квартал
Дом Красной Армии. Было достигнуто
единство и масштабность двух
зданий, и сложился художественный
законченный архитектурный
ансамбль начала 30-х годов.
Единственное, что осталось от
прежнего облика Белого дома - это
парадный балкон, который
продержался до конца 60-х годов и был
потом заменен легким разлетным
козырьком над главным входом.
Козырек опирался на плоские столбы
, облицованные светлым мрамором.
Это здание хорошо видно с
проплывающих теплоходов. Несколько
десятилетий над ним развевался
флаг Советского Союза. Здание
сохранилось до наших дней и навечно
вошло в историю Самары, несмотря на
то, что у него теперь иная роль,
другое назначение.
ГРАДОСТРОИТЕЛИ
САМАРЫ - ЩЕРБАЧЕВЫ
Рассказывая о
градостроительстве Самары, просто
нельзя обойти вниманием двух
замечательных зодчих - отца и сына
Щербачевых. В 1889 году городской
глава П.В.Алабин убедил, уговорил,
покорил обаянием своей личности
приехать в Самару на должность
главного архитектора молодого,
одаренного выпускника Московского
училища живописи , ваяния и
зодчества А.Щербачева.
Он построил в Самаре много
прекрасных зданий и дорогих
особняков, отличающихся
прочностью, элегантностью, вкусом,
гармоническим совершенством
архитектурных форм и пропорций:
краснокирпичные кружевные
монолиты домов Челышева,
сохранившихся на улицах Пионерской
и Красноармейской;
красавец-особняк Наумова на улице
Дворянской. Принимал участие
А.Щербачев и в строительстве
кафедрального собора в Самаре.
Творческий энтузиазм передался от
отца к сыну П.А.Щербачеву, который в
новых условиях революционных
преобразований не растерялся. Созданные по
его проектам в середине 20-х годов
здание Управления Железной дороги
украшает Вокзальную площадь.
Архитектор спроектировал десятки
жилых и общественных зданий города,
реконструировал Белый дом, площади
и скверы.
Более 70-ти лет отец и сын
"строили" Самару. Их работы -
это музыка, застывшая в камне. Они
являются лучшими памятниками яркой
жизни архитекторов Щербачевых.
Обо всех достопримечательностях
Самары рассказывать можно часами.
Но важно не только знать и
рассказывать, важно сберечь.
Человек, окруженный с детства
красотой природы, любующийся
архитектурными памятниками своего
города, вырастает настоящей, умной
и чуткой, гармоничной личностью,
патриотом своего отечества, не
останется равнодушным эгоистом. И
не потребуется плакатов с
предостережениями: "Не рвать!"
, "Не ходить!" , "Руками не
трогать !" , "Не портить!".
Я
пыталась, как могла, рассказать о
своем крае, где родилась и живу: об
уникальности природы Самарской
Луки, о нашем городе Самаре, чтобы
помнили и знали. Уверена, что
современному поколению необходимо
углубленное знание отечественной
истории и культуры своей малой
Родины, изучение ее природы и
животного мира и, конечно же, от
каждого из нас требуется посильный
вклад для того, чтобы сохранить и
уберечь всю окружающую нас красоту.
Не надо сеять ветер, чтобы пожинать
бурю. Преклоним голову перед мудрой
природой, добрым словом вспомним
тех людей, которые жили и работали в
нашей области, любили нашу Самару,
способствовали ее развитию и
процветанию.
Нам есть что познавать, вспоминать,
хранить и чем гордиться! И в вековых
глубинах прошлого, и в героических
страницах нашей, советской
биографии. Нам есть что постоянно и
с достоинством носить в сознании и
сердце. Тем более, что только
негаснущий свет благодарной памяти
способен облегчать путь в будущее,
помогать развивать традиции
отечественной культуры, оберегать
памятники нашей священной истории
от разрушительной работы времени.
И еще от иных безумных
чиновников-временщиков, видящих
сиюминутные, в сущности, всегда
ничтожные по сравнению с
невосполнимыми духовными утратами
хозяйственной выгоды.
Юлия Зверева, 9"Д"
класс, школа №132, Самара, 1997 г.